Испытания моторных масел — дело долгое и хлопотное. Они включают в себя и лабораторные исследования, и испытания на стендовых двигателях, и, конечно же, эксплуатацию на реальных автомобилях. Но если испытания на лабораторном оборудовании и моторных стендах — занятие довольно рутинное, то вот испытания на двигателях автомобилей в реальных условиях — мероприятие интересное и порой непредсказуемое.
Однако перед тем, как поведать вам о том, как нами проводятся тесты в реальных условиях, хотим напомнить, что вот уже год, как наша компания разрабатывает свой собственный пакет присадок для производства моторного масла. Масло на их основе фактически готово к производству. С успехом пройдены все необходимые лабораторные тесты. Получены результаты стендовых испытаний. Отчеты независимых лабораторий подтверждают, что наше масло 5W-30 соответствует допускам по классификации SN и не уступает маслам именитых брендов, как по качеству, так и по эксплуатационным свойствам.
И, казалось бы, начинай розлив. Однако ни одна серьезная компания не пустит в продажу продукт, не прошедший реальных испытаний. Этим мы сейчас и занимаемся.
Пять автомобилей уже наматывают километраж по дорогам в различных режимах. О том, как проходил один из таких тестов, и пойдет дальше речь.
LADA Largus Cross был третьим автомобилем, которому на станции SPOT в рамках партнерских взаимоотношений было залито масло ВМПАВТО 5W-30; SN; ACEA A3/B4. Машина 2020 года выпуска. В хорошем техническом состоянии с пробегом в 58500 км. Под капотом двигатель ВАЗ-21129. Для оценки наличия последующих отложений была проведена эндоскопия цилиндров, показавшая незначительные локальные образование нагара по кромке жарового пояса поршня. Задиров на стенках цилиндров, или каких либо других механических повреждений отмечено не было. Так как в процессе эксплуатации требуются отборы проб, масло было залито по максимальному значению на щупе. На следующее утро автомобилю предстояло отправиться в недельное путешествие длинною в 5000 км. После этого пробега масло ждал детальный анализ, как по физическим, так и химическим параметрам. Помимо этого планировался элементный анализ на наличие металлов, который позволит сделать заключение об износе двигателя.
Далее по тексту личные впечатления водителя от тестового пробега, и его субъективная оценка работы масла в двигателе.
Последняя неделя февраля выдалась разнообразной на погоду. Однако утром в день начала теста был морозец в -8С. Тем интересней. Застучат гидрокомпенсаторы или нет? В последнее время они давали о себе знать даже в оттепель. Используемое до этого товарное моторное масло 5W-40 другого производителя в начале эксплуатации показало себя очень хорошо. Однако спустя примерно 4500 км пробега при холодном пуске появился перекат гидриков. Порой они не унимались по несколько минут. Замена масла напрашивалась сама собой. Вот она и состоялась. Но как поведет себя новое масло?
Не отрывая взгляда от лампы контроля давления масла, запускаю двигатель. Красная маслёнка на щитке приборов гаснет практически с первым рабочим ходом поршней. Слышен перекат гидриков. Спустя секунду они затихают, и коленвал начинает наматывать обороты в прогревочном режиме. Посторонних звуков нет. Что ж, это уже радует. Пока двигатель греется, прокладываю маршрут в навигаторе. Сегодня в планах доехать до Воронежа, а это порядка 1200 км.
Рука рефлекторно тянется к настройкам радиоприемника. Хотя нет. Лучше слушать двигатель. Любой посторонний звук, любое изменение тональности в его работе могут подсказать, что что-то идет не так. Значит в этот раз без музыки. Вывожу на щиток приборов показания оборотов, температуры двигателя, мгновенного расхода топлива и запаса хода. Пора отправляться в путь. От дома отъезжаю в 9:00. Первые километры пути проходят в условиях городских пробок. В это время суток для того, чтобы выбраться из Питера, приходиться немало потолкаться. Все время слежу за температурой двигателя. Если что, она подскажет, что что-то пошло не так. Но все в пределах нормы. Выше +95 С не поднимается, что норма. Ранее и на других маслах наблюдалась такая картина. Езда в пробках рваная, то разгон, то торможение, долгие простои на светофорах. Все это время прислушиваюсь к двигателю, но посторонних звуков нет. Пока все штатно.
Спустя почти час мытарств удается вырваться на М11. Небо практически лежит на крыше автомобиля, но асфальт абсолютно сухой, и это радует. Прохожу первый пункт оплаты, занимаю правый ряд и выставляю на круиз-контроле 110 км/ч. Далее остается только рулить, смотреть на показания приборов и слушать, слушать, слушать…
Так как тест проходит в зимних условиях, решаю, что топлива меньше половины бака оставлять нельзя. В дороге всякое может случиться, а достаточный запас бензина и исправно работающий двигатель — это как минимум теплый салон. Следовательно, самое время зарулить на заправку. Следующая не скоро, а указатель уровня топлива, спустя 270 км пробега, подбирается к середине. Заодно и уровень масла проверю. После заправки встаю на место для парковки и даю маслу слиться в поддон. Спустя 15 минут вынимаю щуп. Масло на том же уровне, что и при заливке, то есть по максимуму. Что ж, пора отправляться дальше. Очередная остановка на дозаправку и проверки уровня должна уже быть в Твери.
И вновь правый ряд, круиз-контроль и 110 км/ч. Периодически, конечно, приходиться переходить на «ручное управление» но в основном это монотонная езда по довольно однообразной дороге. Попутчиков не много, и некоторые из них успели примелькаться. Забавно, когда тебя по несколько раз, как стоячего обходит на «второй космической» один и тот же автомобиль. Случается это, как правило, после того, как минуешь АЗС. Вывод напрашивается сам собой.
Как и планировал, следующую остановку делаю на объездной Твери. Топлива вновь пол бака. После заправки проверяю уровень масла. Стоит на месте. Конечно для хорошего масла 500 км не срок. Однако некоторые владельцы автомобилей агрегатированных двигателем ВАЗ-21129 отмечают, что к этому пробегу расход масла уже может быть заметен. Я же констатирую то, что масло стало лишь заметнее золотиться на щупе.
Пора ехать дальше. Смотрю на навигатор и понимаю, что на МКАД лучше не соваться. Более или менее спокойно получиться объехать город-геморрой только по ЦКАД. Так и случилось. Но по ЦКАД уже на круиз-контроле не поедешь. Плотный трафик, разбитые участки дороги, периодически встречающиеся на пути перекрестки со светофорами, хоть и делают эту объездную более предпочтительной в случае пробок на МКАД, однако расслабиться на ней, как на М11, уже не получится. Плюс на одном из участков был серьезный затор, в связи с чем навигатор повел объездными путями через Рублевку. (Это кого же так бояться жители этого населенного пункта, что живут за высоченными заборами с камерами наблюдения через каждый метр?) В итоге и там пришлось потолкаться в пробках. Впрочем, это даже хорошо. Городской режим при испытаниях масла необходим. В пробках, то и дело кидаю взор на щиток приборов. При долгом стоянии отмечаю рост температуры двигателя с привычных трассовых +83 С до +95 С. Впрочем, «Карлсон» работает исправно, и температура быстро возвращается к исходной.
Между тем начинало смеркаться. До трассы Дон М4 еще около получасу хода. Выхожу на нее, когда уже стемнело. Впереди еще около 450 км. Круиз-контролем уже не пользуюсь. Чувствую, как начинает накатывать усталость. Работа вживую не дает расслабиться окончательно. На трассе много грузовиков. То и дело нужно притормаживать, когда один тихоход начинает опережать другой. Причем в левый ряд эти ребята порой выходят, совсем не глядя в зеркала. Длятся такие обгоны, как правило, вечность, собирая за собой хвост из десятка легковых автомобилей. И порой заканчиваются возвратом в свой ряд, так и не обогнав коллегу. «Профи». Иначе и не скажешь.
Кидаю взор на навигатор и не верю глазам. Еще некоторое время назад он прогнозировал, что до Воронежа, где планировалась остановка на ночлег, оставалось два часа ходу. И вдруг это время увеличилось на час. Как так?! Тыкаю в «Разговорчики». Оказалось все просто. Не доезжая Воронежа, на трассе опрокинулась фура, полностью перекрыв движение в сторону колыбели русского флота. Пробка растет буквально на глазах, изменяя свой цвет с красного на коричневый. По прогнозам стоять в ней не меньше часов четырех. Делать нечего. Остается искать ночлег, не доезжая города. Те, что ближе к городу уже, в зоне красной линии. По пути следования остается лишь один отель. Прибавляю газу, чтобы не потерять и эту возможность.
Упираюсь в хвост пробки аккурат на уровне съезда в отель «Русь». Повезло! В итоге за первый день проехал 1260 км, затратив на это 14 часов. От придорожного отеля многого не жду, но нужно признать, что это вполне достойное место для того, чтобы переночевать в дороге. Отдельная парковка для легковых автомобилей. Номера со всеми удобствами. Чисто и комфортно. Ставлю будильник на 6:00 и вытягиваюсь в кровати с мягким матрасом. Морфей забирает в свои объятья моментально. Если бы я знал, что меня ждет утром, скорее всего, так бы беззаботно не уснул.
Продолжение следует.
Наша страница на DRIVE2: