Сизый дым в мгновение ока заволок улицу. Прохожие чертыхались и кашляли. Ослепшие автомобили вставали с аварийкой там, где их накрыла дымовая завеса. Для полноты картины не хватало только завывания сирен экстренных служб. Спустя пару минут дым рассеялся, улица вновь ожила, и лишь один автомобиль остался стоять там, где был вынужден застыть сразу после того, как устроил это светопреставление. Самостоятельно двигаться он уже не мог.
Вердикт мастеров дилерского центра, куда Hyundai Santa Fe доставили на эвакуаторе, прозвучал как приговор – топливная аппаратура приказала долго жить. Замены требуют топливный насос высокого давления и форсунки. Плюс к этому необходима промывка топливной системы и топливного бака. Возможны проблемы с ЦПГ. И это на машине с пробегом всего в 88 000 км. Причина всему — металлическая стружка, которая вызвала зависание форсунок, из-за чего они начали не распылять, а буквально лить дизельное топливо в цилиндры. Именно этот перелив и вызвал дымовую завесу, которая на несколько минут парализовала одну из улиц города. Несгоревшая солярка из цилиндров попала в систему выпуска, где, осев на раскаленные детали, стала испаряться, впоследствии конденсируясь в атмосфере в плотный туман.
Нужно заметить, что по схожей схеме работает термодымовая завеса на танках. Только там топливо впрыскивается не в цилиндры, а сразу в раскаленную выпускную систему, тем самым вызывая обильное выделение плотного белого дыма.
Но откуда могла появиться в топливной системе металлическая стружка? Кроме как из топливного насоса, ей там взяться неоткуда. Именно он при отсутствии в дизельном топливе нужного количества смазывающих присадок начинает работать на сухую.
Изнашиваясь, кулачки с роликами, толкающие плунжеры и сами плунжерные пары начинают насыщать топливо и всю топливную аппаратуру металлической стружкой. В какой-то момент ее масса становится критической, и стружка буквально парализует всю топливную аппаратуру. Где и когда владелец автомобиля заправился некачественной соляркой или соляркой с водой, которая так же снижает смазывающие свойства топлива, сказать сложно. Возможно, эффект был накопительным. Так или иначе, но именно некачественное дизельное топливо стало причиной неисправности, устранение которой, по предварительным подсчетам, обойдется, примерно, в 550 000 рублей.
А что значит сухое дизельное топливо? Если обратить внимание на паспорт качества дизтоплива, то среди множества граф есть строка «Смазывающая способность», в которой как эталон значится цифра 460 мкм. О чем это говорит? Это говорит о том, что при исследовательском методе, при котором в специальной ванночке с топливом стальной шарик совершает возвратно-поступательные движения по стальной пластинке с частотой 50 Гц в течение 75 минут, пятно износа на этом самом шарике по ГОСТ не должно превышать 460 мкм.
Согласно этого документа все наши НПЗ выпускают дизельное топливо, у которого смазывающая способность даже выше этого значения, то есть пятно износа меньше. Однако если сравнить эти показатели с европейским дизельным топливом, то оно по своим смазывающим свойствам во много раз лучше, и пятно износа в редких случаях превышает 220 мкм. Следовательно, топливная аппаратура дизельных двигателей там служит, как минимум, в два раза дольше.
Довести смазывающую способность дизельного топлива до европейских значений можно лишь одним способом – самостоятельно добавляя в топливо смазывающие добавки. К тому же, применение такого препарата может гарантировать, что даже если автомобиль по какой-то причине и будет заправлен некачественным топливом, эта добавка доведет смазывающие свойства топлива до уровня ГОСТа, тем самым защитив топливную аппаратуру от износа.
К сведению владельцев дизельных автомобилей, в производственной программе нашей компании такая добавка в топливо есть. Созданная с применением импортных компонентов, при правильной дозировке она способна обеспечить смазывающую способность топлива на уровне 230 мкм, что близко к европейским показателям. При этом она совместима со всеми видами дизельного топлива, будь то летнее, зимнее или арктическое, и не вступает в конфликт с другими добавками.
Santa Fe все еще в ремонте, но его владелец уже принял решение, что впредь при каждой заправке будет добавлять в топливо смазывающую добавку. Тем паче, что стоимость этой добавки не дороже 6 литров дизельного топлива. Кто-то скажет, что это почти 100 км пробега. А теперь посчитайте, сколько можно проехать километров, если купить топлива на 550 000 рублей. Увы, но в нашем случае их придётся отдать за замену топливной аппаратуры и ремонт двигателя.
Наша страница на DRIVE2: